Общая
методика
организации
и проведения фестивалей
Фестиваль – [фр.,
ит. festival < ит. festivo праздничный] – показ, смотр искусств, периодические
культурные празднества – музыкальные, театральные, кино и др….
Многогранность
этого социокультурного явления даёт основания рассматривать его в одном блоке с
такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление. И во всех
случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают
представлены на фестивале, причем в самых неожиданных сочетаниях и пропорциях.
По своим масштабам и географии фестивали бывают: Всемирные,
Международные, Республиканские, Областные (краевые), районные, региональные. В
связи с их проведением издаются
тематические плакаты, изготавливаются и продаются значки, сувениры. Участникам
и победителям вручаются дипломы, грамоты, ценные призы. Фестивали, которые
проводятся регулярно (каждый год), повторяющиеся через год, имеют свою эмблему
и символику.
На подготовительном этапе создаётся
инициативная группа или оргкомитет по проведению фестиваля. Эта группа
определяет цели и задачи фестиваля, определяет тему фестиваля, выявляет основную
идею, выбирает девиз фестиваля. Если фестиваль проводится на городском
(федеральном, районном и др.) уровне, то принимается совместное Постановление о его проведении. После
этого разрабатывается положение о фестивале. Положение утверждается советом, администрацией или директором в зависимости
от уровня фестиваля (областной, открытый, районный и т.д.). Определяются основные мероприятия, которые войдут
составной частью в фестиваль. В рамках фестиваля могут пройти:
–
различные акции;
–
семинары-практикумы, которые являются своеобразной
творческой лабораторией;
–
смотры – публичный показ достижений и
результатов какой-либо творческой деятельности коллективов, групп и отдельных
людей с последующей оценкой достигнутого уровня и награждением победителей. Это
ещё и творческая учёба, как для участников, так и для руководителей творческих
коллективов. Проведение смотров почти всегда связано с множеством выступлений,
передвижных и стационарных выставок;
–
конкурсы – познавательно-развлекательная форма,
позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области
знаний. Конкурс – всегда состязание, столкновение, борьба; оживление и проявление инициативы, выдумки и
изобретательности; проявление массовости и мастерства, демонстрация лучших
качеств участников, их знаний, умений и навыков. Конкурс – исключительно
вариативная форма, используемая в самых неожиданных ситуациях, возникающих в
процессе культурно-досуговой деятельности. Конкурс имеет свои правила и
условия, зафиксированные в «Положении о конкурсе». Многие компоненты конкурса
готовятся заранее, но даже самая тщательная подготовка не заменит импровизации
участников уже непосредственно в процессе проведения конкурса. Виды конкурсных
программ зависят от их содержания.
Например: популярны развлекательные конкурсы: «А ну-ка, папы!», «А ну-ка,
мамы!», «Поле чудес», «Сто к одному». Проводятся конкурсы весёлых и находчивых,
которые содержат в себе не только развлекательные элементы, но и несут
значительный заряд полезной информации. Всё большую популярность приобретают шоу-конкурсы, конкурсы «Читатель
года», «Лидер чтения», конкурсы молодых
(юных) дарований: «Открываем новые имена»; конкурсы – викторины (тематические
или театрализованные, интеллектуальные): «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», конкурсы, в которых сочетаются и
познавательность, и развлекательность, и творчество;
–
выставки творческой, творческо-прикладной деятельности коллективов, групп и
отдельных людей.
Затем участниками инициативной группы или оргкомитетом разрабатывается
примерная схема проведения работы фестиваля, пишется сценарий с учётом
возможностей организации. Происходит подбор будущих участников фестиваля и
работа с ними.
Большое значение имеет правильный выбор ведущих
фестиваля. От их умения держаться на сцене
зависит успех в проведении
мероприятия, его открытия. С ними
обговариваются все наиболее трудные места, прописанные в сценарии.
Для оценки
качества проведения мероприятия
выбирается наиболее удобный метод опроса участников работы фестиваля –
блиц-интервью и интервьюирование [1].
Для оценки качества представленных номеров, программ, работ
создаётся компетентное жюри. Его заключения по просмотренным номерам составят
основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении
победителей. Как правило, в жюри приглашаются представители руководства,
ведущие специалисты.
В настоящее время особенно сложно бывает с приобретением призов
для награждения участников. В этом,
одном из ответственейших моментов работы фестиваля, неоценимую помощь могут
оказать спонсоры или меценаты, которые выделяют материальную помощь в виде
собственной продукции или финансовых
средств.
Для оформления места проведения назначаются ответственные,
которые продумывают дизайн.
Определяется, где будут сидеть члены жюри,
основные участники фестиваля. Если одним из основных элементов дизайна помещения является развёрнутая
выставка декоративно-прикладного
творчества участников, то для неё выбирается самое выигрышное место.
Немалое значение в работе фестиваля занимает подготовка художественных номеров,
выступления творческих коллективов. Для фестиваля разрабатываются и видео или
слайд презентации. По ходу сценария необходимо правильно их распределить,
сделать из них специальные композиционные блоки, которые чередуются с
выступлениями приглашённых гостей и
репликами ведущих фестиваля. По мере надобности проводятся репетиции,
выявляющие неточности в сценарии.
Оповещение о мероприятии через пресс-анонс, радио, размещение информации на
Web-сайте организации
необходимо провести заранее.
Завершается вся подготовительная работа
одной – двумя генеральными репетициями. Репетиционно-постановочный процесс
включает в себя подбор и запись музыкального сопровождения, определение роли и
места ведущих. Особое внимание уделяется
выступлениям гостей фестиваля.
Основной этап – проведение всех фестивальных мероприятий;
проведение анкетирования и
интервьюирования участников фестиваля с
целью оценки качества проведения
мероприятия.
На заключительном
этапе фестиваля проводится его анализ и обсуждение:
организаторы фестиваля анализируют собранные анкеты участников фестиваля, составляют отчёт о результатах
анкетирования, проводят анализ и обсуждение
основных этапов проведения фестиваля, готовят рекомендации. Вся
информация о проведённом мероприятии с наиболее удачными и интересными видео
материалами и фотографиями размещается на Web-сайте
организации.
Рекомендательный
список литературы
1.
Абдуллаева С. Звезда
фестиваля – русская книга : форум на Апшероне / В. Шульман // Эхо планеты. –
2006. – № 40. – С. 19-29.
2.
Ананичев А. «Мы
новые книги оставим России...» : Всероссийский фестиваль «Дети и книги» в
Геленджике / А. Ананичев // Детская литература. – 2003. – № 6. – С. 82-86.
3.
Афанасьева А. Фестиваль – форма этнокультурного воспитания школьников : директору школы и
его заместителю по воспитательной работе / А. Афанасьева // Воспитание
школьников. – 2008. – № 6 .
– С. 19-21.
4.
Бачурина Л. Проект для взрослых : как организовать
и провести сетевой фестиваль / Л. Бачурина // Учительская газета. – 2008. – № 25. – С. 13.
5.
Баюк
Д. Взрослые игры :
столпы культуры / Д. Баюк // Вокруг света. – 2008. – № 9 . – С. 128-138.
6.
Бегунов В. Фестивальная книга : научно-популярная
литература / В. Бегунов // Я вхожу в мир искусств. – 2009. – № 8. – С.4-172.
7.
Бесова М. А. Фестиваль
искусств / М. А. Бесова // Волшебный граммофон / ред.-сост. Л. И. Жук. – 2002.
– С. 116-120.
8.
Большой литературный спектакль : о фестивале искусств
«Читай город» // Книжное обозрение. – 2007. – № 38. – С. 15-16.
9.
Буртовская З. Огненный
цветок. Фестиваль детского и молодежного творчества : пожарная безопасность /
З. Буртовская // ОБЖ. Основы
безопасности жизнедеятельности. – 2007.
– № 4. – С. 35-28.
10.
Васильев Л. Читать модно : фестиваль чтения
«Вместе с книгой – в Новый Год!» / Л. Васильев // Российская газета. – 2007. – 11 декабря. – С. 11.
11.
Второй международный фестиваль
«Библиобраз 2007» : метод. материал // Школьная библиотека. – 2007. – № 9-10. – С. 3-30, 130-160.
12.
Гребенникова Е. В
ракурсе эксперимента : национальная программа чтения / Е. Гребенникова //
Библиотека. – 2009. – № 1.
– С. 23-28.
13.
Денисов А. Вместе
весело читать : о третьем фестивале детского чтения «Вместе с книгой в Новый
год» / А. Денисов // Книжное обозрение. – 2008. – № 51. – 21.
14.
Диканенко Л. Сказка
в старинном городе / Л. Диканенко // Библиотека. – 2003. – №1. – С. 52-53.
15.
Диканенко Л. Н. Сказочный
праздник в Ярославле : метод. материал / Л. Н. Диканенко // Школьная
библиотека. – 2004. – № 9-10.
– С. 37-39.
16.
Иванова Е. В
Чувашии в третий раз прошел новогодний фестиваль чтения для детей : что было,
что будет / Е. Иванова // Библиотека в школе. – 2009. – №3. – С. 9.
17.
Ильина В. Фестиваль
чтения на Арбате : о Российском фестивале «Читающий Арбат» / В. Ильина, Т.
Рудишина // Библиотека в школе. – 2007.
– № 1 . – С. 8-10.
18.
Кабакчи К. Ни дня
без праздника : традиции / К. Кабакчи // Обучение за рубежом. – 2005. – № 10. – С. 70-72.
19.
Лавневич Т. В. «Работа
с детьми и молодежью». Проект: «Фестиваль детского чтения» : молодая Россия
читает / Т. В. Лавневич // Школьная библиотека. – 2007. – № 5. –
С. 79-88. – Библиогр. в конце
ст.
20.
Мекерова С. Как Несмеяна стала хохотушкой :
сценарии / С. Мекерова // Сценарии и репертуар. – 2009. – № 1. – С.73-81.
21.
Мискарян К. Галерея
под открытым небом : феномен / К.
Мискарян // Вокруг света. – 2007. – №
11 . – С. 14-22.
22.
Михневич Я. Среди
ангелов и мишек : библиотека и игра: новые возможности / Я. Михневич //
Библиотечное дело. – 2009. – № 10.
– С. 43-45.
23.
Молдавская К. Разнообразие
забав : детская литература на Московском книжном фестивале / К. Молдавская // Книжное обозрение. –
2006. – № 27-28. – С. 28.
24.
«NOT VALID RECORD
890152» – фестиваль школьных библиотек : очерки, эссе // Школьная библиотека. –
2003. – № 9. – С.3-39.
25.
Озеров С. Сияющие
глаза детей на фестивалях «Дети и книги» : об истории 4 фестивалей «Дети и
книга», прошедших в Геленджике с 1996-2003 / С. Озеров // Детская литература. –
2003. – № 6. – С. 1-121.
26.
«Подсолнушек» стремится к
солнцу! //Детская литература. – 2001. – №
3. – С.15-23.
27.
Попандопуло Т. Б. «NOT VALID RECORD
733883» – главное – не утратить дух творчества : Всероссийский конкурс-фестиваль ребячьего литературно-художественного
творчества «Дети и книга» / Т. Б.
Попандопуло // Библиотека. – 2003. – № 11.
– С.37-42.
28.
Радзивилл О. Девчонки
и мальчишки, читайте наши книжки!... : таков девиз Второго московского
фестиваля детской литературы им. Корнея Чуковского / О. Радзивилл // Книжное обозрение. –
2008. – № 24-25. – С. 28.
29.
Рылина И. С. «Без
добрых книг душа черствеет» : в Ульяновской ОБДЮ прошел однодневный фестиваль
молодежной книги / И. С. Рылина // Новая библиотека. – 2007. – № 1.
– С. 17-19.
30.
Салдушева Г. Л. Фестиваль
в Заиграйкино : сценарии для детей 5-7
лет / Г. Л. Салдушева //
Книжки, нотки и игрушки для Катюши и Андрюши. – 2007. – № 8. – 22-25.
31.
Тубельская Г. «NOT VALID RECORD
667063» – фестиваль игры и игрушки : школьный праздник / Г. Тубельская //
Читаем, учимся, играем. – 2002. – Вып. 7.
– С. 77-104.
32.
Тубельская Г. Фестиваль
игры и игрушки : школьный праздник / Г. Тубельская // Читаем, учимся, играем. –
2002. – Вып.7. – С. 77-104.
33.
Федоренко Н. Н. Это
ярмарки краски : опыт проведения Фестиваля-ярмарки детских библиотек Сибири /
Н. Н. Федоренко // Библиотека. – 2004. – № 4. – С. 40-41.
34.
Федорова Т. Г. Литературный
фестиваль «Книжкина весна» : методический материал / Т. Г. Федорова //
Сельская библиотека : альманах. – 2007. – Вып. 9. – С. 45-50.
35.
Фестиваль «Читающий Арбат» //
Школьная библиотека. – 2006. – № 8.
– С. 4-7.
36.
Фестиваль школьных библиотек:
очерки, эссе // Школьная библиотека. – 2003. – № 9. – С.3-39.
37.
Хмелёва С. Фестиваль
викторин : сценарий театрализованной программы в каникулярное время для детей
сред. и ст. шк. возраста / С. Хмелёва // Сценарии и репертуар. – 2005. – № 8. – С. 54-59.
38.
Худокормова О. «Твое
слово о подвиге» / О. Худокормова // Библиополе. – 2005. – № 3. –
С. 35-37.
39.
Яковлева З. «Где
просвещенье – там добро» : заметки о фестивале книги / З. Яковлева //
Библиотека. – 2009. – № 2. –
С. 33-35.
40.
Яндаева М.
Н. Фестиваль сказок / М. Н. Яндаева // Начальная школа. – 2007. – № 2 . –
С. 92-93.
41.
Яценко И. Заявим
о себе уверенно и смело : научно-популярная литература / И. Яценко // Сценарий
и репертуар. – 2008. – № 12. –
С. 26-29.
42.
http:// www. derjava21.ru /detimira/ 75 .
43.
http:// www. biblidet.ru/ news/seminars/481.
[1] анкета – список
вопросов, который подаётся респонденту в печатной (и поэтому идентичной) форме
всем респондентам; вопросник
– перечень вопросов, составленный не для опрашиваемого, а для специального
работника – интервьюера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий