вторник, 25 декабря 2012 г.

театрализованное представление "Подари себе сказку"

«Подари себе сказку»

театрализованное  представление для детей среднего
и старшего школьного возраста

Оформление:
В зале  развешиваются цитаты, пословицы и поговорки о доброте.

Ведущий: Дорогие зрители, сегодня мы с вами станем  участниками  театрализованного представления «Подари себе сказку». Я представлю Вам действующие лица:
Действующие лица:
Девочка,
Мужик, отец девочки,
Тётка девочки,
Злая баба, мачеха девочки,
Сестра мачехи, Баба-яга,
Работница, служащая Бабе-яге,
Берёзка,
Ворота,
2 собаки,
Кот,
Гребешок,
Полотенце,
Рассказчик.
Ведущая отбирает необходимое количество участников театрализованного представления и разъясняет им  их роли, раздаёт заранее отпечатанные карточки с текстами.
Ведущий: А сейчас я расскажу, как же будет происходить наше представление. Сегодня мы попробуем  разыграть известную сказку про Бабу-ягу, девочку и злую мачеху.  Как вы, наверное, заметили, в нашем театрализованном представлении среди действующих лиц есть и такие полноправные персонажи, как ворота,  берёзка, гребешок и  полотенце.  Актёры, которые будут  их играть, могут выбрать себе в помощники группу поддержки, которые смогут их поддержать для достоверности разыгрываемой ими роли.
Например, помните, когда девочка на бегу бросила гребёшок, чтобы остановить  преследующую её Бабу-ягу, на месте гребешка вырос дремучий лес. Его Бабе-яге пришлось долго преодолевать. Актеру, играющему эту значимую роль, могут понадобится помощники, которые помогут на время задержать Бабу-ягу.
Мне нужен также  рассказчик, который поведает нам об основных событиях, происходящих по мере развертывания сюжета сказки (вручает  вызвавшемуся из аудитории добровольцу на роль рассказчика заранее напе6чатанный текст).
А вот здесь лежат предметы, которые пригодятся Вам по ходу действия (вручает  предметы действующим лицам).
Я буду суфлёром, вовремя подсказывать вам очередность реплик.
А теперь, внимание, начинаем.

 

Баба-яга

Рассказчик: Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик, да и женился на другой. Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, только и думала, как бы совсем извести, погубить. Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:
Мачеха (обращается к девочке, приказывает ей): Поди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку – тебе рубашку сшить.
Рассказчик: А тетка эта была баба-яга, костяная нога. Не посмела девочка отказаться, пошла, да прежде зашла к своей родной тетке.
Девочка: Здравствуй, тетушка!
Тётка: Здравствуй, родимая! Зачем пришла?
Девочка: Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку – хочет мне рубашку сшить.
Тётка: Хорошо, племянница, что ты прежде ко мне зашла. Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок. Будет там тебя березка в глаза стегать – ты ее ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть да хлопать, тебя удерживать – ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать – ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть – ты ему мясца дай (передаёт Девочке  названные предметы).
Рассказчик: Поблагодарила девочка свою тетку и пошла. Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит баба-яга, костяная нога – холст ткет.
Девочка (вежливо обращается): Здравствуй, тетушка!
Баба-яга (сидит  на стуле  и делает вид, что ткёт холст): Здравствуй, племянница! Что тебе надобно?
Девочка: Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку – мне рубашку сшить.
Баба-яга: Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!  (Девочка садится на стул, на котором сидела Баба-яга)
Рассказчик: Вот девочка села у окна и стала ткать. А баба-яга вышла из избушки и говорит своей работнице:
Баба-яга (приказывает работнице): Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь – съем ее!
Рассказчик: Девочка услыхала эти слова – сидит ни жива, ни мертва. Как ушла Баба-яга, она стала просить работницу.
Девочка: Родимая моя! Ты не столько дрова в печи поджигай, сколько водой заливай, а воду решетом носи!  (дарит работнице платочек).
Рассказчик: Работница баню топит, а баба-яга проснулась, подошла к окошку и спрашивает:
Баба-яга: Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?
Девочка: Тку, тетушка, тку, милая!
Рассказчик: Баба-яга опять спать легла, а девочка дала коту мясца и спрашивает:
Девочка: Котик-братик, научи, как мне убежать отсюда.
Кот: Вон на столе лежит полотенце да гребешок, возьми их и беги поскорее: не то баба-яга съест! Будет за тобой гнаться баба-яга – ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок – вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню – брось полотенце: разольется широкая да глубокая река.
Девочка: Спасибо тебе, котик-братик! (благодарит кота, берёт полотенце и гребешок и бежит к воротам).
Рассказчик: Бросились на нее собаки (собаки  бросаются к Девочке, начинают хватать её за одежду, тянуть назад.  Девочка даёт им кусочек хлебца, собаки начинают прыгать вокруг девочки, затем подталкивают её к Воротам).
Ворота: Скри-и-и-п-п, скри-и-п, скрип (начинают скрипеть, пытаются захлопнуться, чтобы не пропустить девочку. Девочка наклоняется, достаёт маслёнку и смазывает петли. Два актёра,  изображающие ворота, расходятся в стороны и приглашают девочку пройти мимо них.  Девочка бежит к Берёзке).
Березка: Ш-ш-ш, ш-ш-ш (машет руками-ветвями, пытаясь задеть девочку).
Девочка: (отпрыгнув от берёзки, достаёт из кармана  ленточку, смело подходит к берёзке и аккуратно перевязывает).
Березка: (пропускает Девочку и машет вслед ей перевязанными ленточкой руками-ветвями).
Девочка: (бежит, не оглядываясь, в сторону от дома Бабы-яги).
Кот: (актёр, изображающий Кота, садится у окна и делает вид, что ткёт).
Баба-яга (просыпается, потягивается и, кряхтя и держась за поясницу, кричит): Ткешь ли, племяннушка, ткешь ли, милая?
Кот: Тку, тетка, тку, милая!
Баба-яга (начинает бить и ругать Кота): Ах ты, старый плут! Ах ты, злодей! Зачем выпустил девчонку? Почему глаза ей не выдрал? Почему лицо не поцарапал?..
Кот (шипит на Бабу-ягу): Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала!
Баба-яга (выбегает и начинает ругать собак): Почему девчонку не рвали, почему не кусали?..
Собаки: Мы тебе столько лет служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!
Баба-яга (подбегает к воротам): Почему не скрипели, почему не хлопали? Зачем девчонку со двора выпустили?..
Ворота: Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!
Баба-яга (подбегает к берёзке): Почему девчонке глаза не выстегала?
Березка: Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!
Баба-яга (подходит к работнице и начинает её ругать): Что же ты, такая-сякая, меня не разбудила, не позвала? Почему ее выпустила?..
Работница: Я тебе столько лет служу – никогда слова доброго от тебя не слыхала, а она платочек мне подарила (показывает платочек), хорошо да ласково со мной разговаривала!
Рассказчик: Покричала Баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает... А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется – Баба-яга гонится, и уж совсем близко...
Девочка (останавливается, прислушивается, затем достаёт из кармана гребень и бросает его на пол через правое плечо. Актеры с помощниками выстраиваются сплошной стеной между Бабой-ягой и Девочкой. Девочка бежит дальше).
Баба-яга: (подбегает к актёрам, изображающим гребень и начинает трясти их, пытаясь пройти мимо них. Актёры удерживают её. Затем отпускают, немного расступившись, так что Бабе-яге приходится буквально протискиваться между ними)
Рассказчик: Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется – Баба-яга гонится, уж совсем близко.
Девочка: (Останавливается, прислушивается, затем вытаскивает из кармана полотенце и бросает через правое плечо. Актеры с помощниками, изображающие полотенце, выстраиваются сплошной стеной между Бабой-ягой и Девочкой. Девочка бежит дальше)
Баба-яга (топает ногами, трясёт метлой, ворчит и бегает вдоль актёров, изображающих реку, но не может сквозь них пробраться. Потом делает вид, что пьёт из реки и тут же валится на руки актёрам, изображающим полотенце-реку).
Рассказчик (подходит к актерам, изображающим реку, пожимает всем руки и говорит, обернувшись, зрителям): Рассердилась Баба-яга, легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пор пила, пока не лопнула. Тут и конец ей пришёл. Не стало больше Бабы-яги. А девочка тем временем знай, бежит да бежит. Вечером вернулся домой отец и спрашивает у жены:
Отец (обращается к мачехе): А где же моя дочка?
Баба: Она к тетушке пошла – иголочку да ниточку попросить, да вот задержалась что-то.
Отец (начинает  ходить взад-вперёд, затем останавливается и прислушивается):
Девочка (вбегает, тяжело дышит, и подходит к отцу). Уф-ф-ф…
Отец: Где ты была, дочка?
Девочка: Ах, батюшка! Меня мачеха посылала к своей сестре, а сестра ее – Баба-яга, костяная нога. Она меня съесть хотела. Насилу я от нее убежала!
Рассказчик: Как узнал все это отец, рассердился он на злую бабу и выгнал ее грязным помелом вон из дому. И стал он жить вдвоем с дочкой, дружно да хорошо.
Отец (берёт метлу и гонит им мачеху из дома): Уходи прочь, вон отсюда!
Рассказчик и все действующие лица выстраиваются в ряд и дружно говорят: Здесь и сказке конец, а кто участвовал да слушал – молодец!

Ведущий: А теперь давайте похлопаем удачному исполнению любимой сказки нашими дебютантами. Кто ответит мне, почему Девочке удалось спастись от неминуемой смерти? В чем дело? (выслушивает ответы из аудитории).
Правильно, доброта, доброжелательное, уважительное  и бережное отношение к любому предмету, людям и животным всегда вознаграждается. Злые, грубые и жестокие люди не вызывают приязни и доверия. Им вряд ли захочется помогать.
Посмотрите, сегодня не случайно в этом зале мы  разместили разные цитаты, пословицы и поговорки  о доброте, добрых поступках (показывает на размещённые в зале цитаты, высказывания):
« Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются – Английская пословица
« Против всего можно устоять, но не против доброты – Жан-Жак Руссо, фр. писатель и философ
« Красота до вечера, а доброта навек – русская пословица
« Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле – русский писатель Лев Толстой
« Не суди по силе рук, а суди по силе сердца – башкирская пословица
« Всегда ищи способ сделать добро – австрийский философ Альберт Швейцер
« Да не устанем, творя добро – древнегреческий философ Плутарх
« Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать – английский философ и писатель Роберт Пенн Уоррен
« Во внутреннем мире человека доброта - это солнце – фр. писатель Виктор Мари Гюго
«  
Ведущий (обращается к аудитории): А теперь давайте вспомним,  какие есть слова-братья для слова «Доброта»…(выслушивает ответы участников представления)  «Забота», «Понимание», «Милосердие»,  «Благодарность», «Любовь»...  Вслушайтесь в эти слова, ведь они просто не могут сочетаться со словом «Зло». Не может быть зло заботливым, понимающим, милосердным, а уж тем более благодарным. Зло любит только себя, оно, скорее всего, немилосердно, бессердечно и неблагодарно.  Не случайно даже, что само слово «зло» среднего рода, оно никакое, в отличие от слова «доброта».
Кому нужна наша доброта? Давайте перечислим (старикам, детям, животным, деревьям, другим людям...) Этот список можете продолжить дальше.
Как отличить доброго героя (персонажа любой любимой сказки) от недоброго?
Не случайно, великие  люди прошлого нас предупреждают:
« С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата – Анатолий Алексин
« Добро делать спешить должно – русский полководец Александр Суворов
« Чтобы поверить в добро, надо начать делать его  Лев Толстой
« Тот, кто ждет возможности сделать за один присест сразу много добра, не сделает ничего Сэмюэл Джонсон
« Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро – Антон Павлович Чехов
« Быть добрым в несчастье очень трудно, и кто способен на подобное, тот непременно добьется счастья – русский режиссёр Георгий Александров
« Даже наспех сделанное добро забывается очень медленно –  русский режиссёр Георгий Александров
Ведущий: Давайте, попробуем с Вами составить  примерный список добрых дел, которые придут в голову:
« Перевести бабушку через дорогу.
« Улыбнуться прохожему
« Помочь малышу на детской площадке залезть на качели.
« Подождать кого-нибудь у лифта, чтобы вместе ехать.
« Придержать дверь подъезда.
« Помочь молодой маме вынести коляску.
« Уступить место в транспорте.
« Помочь донести тяжелую сумку бабушке (из магазина до дома).
« Вежливо или ласково поговорить со встретившимся Вам пенсионером.
« Собрать одежду, вещи и детские игрушки, привести их в порядок и раздать тем, кто в этом нуждается (Детские дома, малоимущие семьи, бездомные, можно отнести в церковь.)
« Детские книжки можно отнести в ближайший детский садик или в библиотеку.
« Сделать кормушку для птиц.
« Покормить бездомных кошек или собак. Покормить птичек в ближайшем парке.
« Позвонить родителям или родственникам в другой город. Им будет приятно.
« Сделать угощение (пряники или печенье) и угостить соседей.
Поглядев на список, Вы можете сделать замечание, мол, это элементарные основы вежливости. Правильно. Но разве мы ежедневно так и поступаем?
А можете ли Вы похвастаться хоть одним добрым делом в день? Пожалуй, это хорошая привычка.
Сегодня, в рамках нашего фестиваля «Жизнь дана на добрые дела», проходит акция «Из добрых детских рук с любовью». Участники мастер-класса, который будет работать сразу после нашего театрализованного представления, с помощью опытного мастера-педагога будут мастерить различные поделки из бумаги, картона и ткани. Лучшие работы будут переданы в центр …….

Комментариев нет:

Отправить комментарий